Постоянная экспозиция живописи, графики и коллекций А.В. Пантелеева

Постоянная экспозиция произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А. В. Пантелеева в ВОКГ построена на основе подлинных материалов, принадлежавших художнику и составлявших интерьер его рабочей мастерской.

Целью этого музея в момент открытия было максимально сохранить облик мастерской, который она имела при жизни А. В. Пантелеева.

В 1993 году, в момент открытия музея, вдовой художника Г. А. Пантелеевой были переданы галерее живописный инструментарий художника: три мольберта, палитра, кисти, ящики с красками; антикварная мебель, предметы дворянского и крестьянского быта, собранные художником; картины и гравюры друзей Пантелеева, подаренные ими в разные годы их общения.

Живописные и графические произведения А. В. Пантелеева, хранящиеся сегодня в мастерской, приобретались у самого художника при жизни, а также дарились им галерее. Они представляют на настоящий момент самое большое музейное собрание Пантелеева, представляющее все периоды его творчества, а также стилистические направления и тематические циклы.

Мастерская состоит из двух равных по площади помещений. Одно из них было отведено собственно под мастерскую с тремя мольбертами возле большого, почти во всю стену окна. Живописец обычно вел одновременно три картины, различие заключалось в стадиях работы: начальной, основной и заключительной. Пока высыхал слой краски на одной картине, автор переключался на другой холст. В этой же комнате Пантелеев выполнял и графические произведения, для этого был изготовлен специальный широкий стол с полками внутри для хранения графики.

Кроме этого в комнате разместились два самодельных стеллажа, более узкий, возле окна, со старинными деревенскими фонарями и широкий во всю стену для хранения книг и антикварных предметов.

Библиотека мастерской насчитывает более 600 наименований, включая каталоги, буклеты по творчеству самого художника и его друзей, книги и альбомы по классическому и современному искусству, издания по театральному искусству.

Художника вдохновляли такие вещи как антикварный овальный столик ХIХ века, старинные часы в деревянном корпусе и бронзовый канделябр с подвесками из горного хрусталя, гипсовый слепок торса Афродиты Книдской.

Особое пространство создавали в левом простенке окна композиция из репродукции портрета А. С. Пушкина кисти О. А. Кипренского, иконы Александра Невского ХIХ века и горящей лампады; на пилоне возле окна, расписанном художником в геометрическом стиле, висел театральный фонарь, а под ним стояла механизированная прялка. На стенах этой комнаты размещена коллекция произведений живописи и графики друзей Александра Васильевича. Самым ранним является этюд 1960-х годов «Деревня Кузьминки» друга юности Пантелеева уфимского живописца М. А. Назарова, этот мотив друзья часто писали вместе. Такая же крепкая дружба связывала Пантелеева с художниками Екатеринбурга, чему посвящены работы Г. С. Мосина «Пейзаж» и Н. Г. Чеснокова («Пейзаж с гусями»).

Переехав в Вологду, Пантелеев близко подружился с В.Н. Корбаковым («Париж»), А. И. Савиным («Пейзаж»), Н. В. и Г. Н. Бурмагиными («Лето»), С. Б. Веселовым «Портрет А. В. Пантелеева». К нему приезжали художники из Санкт-Петербуга З. П. Аршакуни («Невеста», «Букет»), А.Б. Геннадиев «Бабочка»), Г.П. Егошин («Южный мотив»).

Представлены в мастерской и работы иностранных авторов. Как память о десятилетних контактах вологодских и венгерских художников остался офорт Имре Тота «Реквием»; во время поездки на Кубу в 1986 году А.В.Пантелеев посетил многих местных художников, и Изабель Джимено подарила ему свою графическую орнаментальную «Композицию», а китайский художник Цзян Ши Лунь во время посещения мастерской А. Пантелеева выполнил на глазах у всех свой «Иероглиф».

Вторая комната была местом отдыха, в центре стоял удобный стол, за которым могло разместиться до двенадцати человек, у стены высится дубовый резной буфет начала ХХ века, изготовленный в городе Тотьма. Напротив него – самодельный стеллаж с интересными антикварными вещами: чернолощеная бухарская ваза, глазурованное бухарское блюдо. На старинном столике стоит керосиновая лампа под зеленым абажуром. На стенах разместились деревенские ковши, расписные доски, светцы. Стену напротив двух окон занимает двухъярусный стеллаж для картин. Окна наполовину закрыты многочисленными цветами, лимонными деревцами, кактусами и другими экзотическими растениями.

Сегодня в мемориальной мастерской в период между временными выставками полностью восстанавливается авторский интерьер А. В. Пантелеева.